RU | EN


ГЛУБОКОУВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ,

ЧИТАТЕЛИ И АВТОРЫ ЖУРНАЛА

«ВЕСТНИК ВЛАДИМИРСКОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА.

СЕРИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»!


Наш научно-методический журнал имеет богатую историю. Он издается с 1995 года, являясь правопреемником журнала «Вестник ВГГУ. Серия: Педагогические и психологические науки», который с 2010 года входил в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.

В 2011 году в связи с присоединением Владимирского государственного гуманитарного университета (ВГГУ) к Владимирскому государственному университету имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ) журнал изменил свое название, но сохранил место в основном составе нового Перечня рецензируемых научных изданий, который вступил в силу с 1 декабря 2015 года. Сегодня журнал является рецензируемым научно-методическим изданием, в котором публикуются авторы из многих регионов России, а также из зарубежных стран.

Со дня своего основания в журнале было опубликовано более тысячи научных статей. В настоящее время журнал принимает к публикации результаты теоретических и прикладных исследований по актуальным проблемам педагогики, образования, и психологии по следующим специальностям:

19.00.05 – Социальная психология (психологические науки; до 16.10.2022);
19.00.13 – Психология развития, акмеология (психологические науки; до 16.10.2022);
5.3.4. – Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред (психологические науки);
5.8.1. – Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки);
5.8.2. – Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (педагогические науки);
5.8.7. – Методология и технология профессионального образования (педагогические науки).

Цель журнала – представлять отечественные и зарубежные научные школы, которые определяют состояние современного психолого-педагогического знания, отражают ход научных дискуссий, раскрывают перспективы развития педагогики и психологии, способствуя идейной консолидации ученых и педагогов-практиков для решения актуальных научных проблем в сфере фундаментальных и прикладных исследований. В журнале размещены материалы, которые знакомят читателей с достоверной информацией по актуальным и перспективными научными достижениями, связанными с различными аспектами инновационного образования и имеющими теоретическую и практическую ценность в реальных условиях развития российских, а также международных исследований в области разнообразной психолого-педагогической проблематики.

Постоянными тематическими разделами журнала являются: методология педагогики и образования; история педагогики и образования; актуальные проблемы современной педагогики и образования; профессиональное образование; специальная и социальная педагогика и психология; актуальные проблемы психологии; слово молодым исследователям; научная жизнь: хроника, комментарии, рецензии; наши авторы; информация для авторов.

Журнал обращен к широкому кругу читателей: научным сотрудникам, профессорско-преподавательскому составу вузов, аспирантам и магистрантам, учителям-исследователям, представителям психолого-педагогической общественности.

Главный редактор журнала

д.п.н., профессор Елена Николаевна Селиверстова


Научная биография и сфера исследовательских интересов

Селиверстова Елена Николаевна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ), Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования (МАНПО).

Общий стаж научно-педагогической деятельности Е.Н. Селиверстовой составляет около 40 лет, в том числе стаж педагогической работы в ВЛГУ – более 35 лет.

Е.Н. Селиверстова с отличием закончила физико-математический факультет Владимирского государственного педагогического института им. П.И. Лебедева-Полянского, работала учителем математики в школе № 23 г. Владимира, преподавателем кафедры педагогики Владимирского государственного педагогического института, заведующим кафедрой педагогики и психологии Владимирского областного института усовершенствования учителей. С 1979 по 1982 год обучалась в очной аспирантуре Института общей педагогики Академии педагогических наук СССР, где под научным руководством И.Я. Лернера проводила экспериментальное исследование о приемах обучения как технологических элементах общедидактических методов обучения и в 1982 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию по этой теме.

С 1992 по настоящее время Е.Н. Селиверстова возглавляет кафедру педагогики Владимирского государственного педагогического института, который в 2011 г. был присоединен к Владимирскому государственному университету имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ). Как руководитель кафедры педагогики Е.Н. Селиверстова вносит весомый вклад в развитие непрерывного педагогического образования региона. Она является инициатором и организатором программ магистерской подготовки в ВлГУ по направлению «Педагогическое образование», организатором и председателем диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования при Владимирском государственном гуманитарном университете (2008-2012), членом Совета по инновационной работе в системе образования при департаменте образования администрации Владимирской области, инициатором и организатором традиционно проводимых во Владимире с 1997 г. и вызывающих неизменный интерес педагогического сообщества Межрегиональных педагогических чтений, посвященных памяти И.Я.Лернера, которые стали площадкой для продуктивных педагогических дискуссий российских ученых-исследователей и педагогов-практиков. Е.Н. Селиверстова – известный в стране ученый, продолжатель традиций научной школы И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.В. Краевского, руководитель и организатор научных исследований в области дидактической проблематики, в частности, теории и технологии инновационного обучения, эксперт Российского фонда фундаментальных исследований. На руководимой ей кафедре под ее научным руководством с 1996 г. продуктивно работает научно-практическая лаборатория современных педагогических технологий, объединяющая на базе ВлГУ усилия педагогов-исследователей, учителей, преподавателей высших и средних учебных заведений с целью изучения динамики и основных тенденций развития современных педагогических технологий, а также внедрения их в современный образовательный процесс. Е.Н. Селиверстова является активным членом Научного совета по проблемам дидактики Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, осуществляя научное сотрудничество в сфере дидактических исследований, организацию российских и международных конференций на базе ВлГУ. Под ее научным руководством и при ее научном консультировании защищено 9 кандидатских и одна докторская диссертация.

Е.Н. Селиверстова внесла существенный вклад в разработку теории современного дидактического знания, занимаясь концептуализацией научных представлений о развивающей функции обучения, созданием теоретико-методологических оснований для повышения научного статуса развивающей функции обучения в составе дидактического знания. Благодаря ее исследованиям в отечественной дидактике осуществлен переход от осмысления развивающей функции обучения как явления педагогической действительности к выделению ее в качестве самостоятельного дидактического объекта, требующего включения в структуру понятийно-терминологический аппарата педагогики. Е.Н. Селиверстовой создана структурная модель развивающей функции обучения; применительно к дидактике проведена педагогическая интерпретация психологических взглядов о соотношении обучения и развития, обоснована и описана качественная неоднородность целей интеллектуального развития школьников в обучении; доказано, что принцип субъектности выступает основой для понимания содержания образования как базового дидактического инструмента реализации развивающей сущности обучения, выделена совокупность дидактических требований к формированию содержания образования, обеспечивающего планируемые уровни интеллектуального развития школьников; выявлены и охарактеризованы подходы к сравнительному анализу меры интеллектуального развития школьников, которая может быть обеспечена различными типами обучения (традиционное обучение, проблемно-развивающее обучение, личностно ориентированное обучение).

Е.Н. Селиверстова имеет свыше 140 публикаций, является научным редактором и соредактором сборников научных и научно-практических работ, автором и соавтором 7 монографий, 10 учебных пособий, используемых в практике непрерывного педагогического образования. Среди значимых публикаций Е.Н. Селиверстовой по специальности можно выделить монографии: «От школы знания – к школе созидания» (2008), «Современное школьное обучение: на пути к технологическому обновлению» (2015, научный ред. и соавтор); учебные пособия: «Современная дидактика: от школы знания – к школе созидания» (2009), «Дидактика на рубеже эпох (ХХ – ХХI вв.): курс лекций для системы высшего и постдипломного педагогического образования» (2010 г., в соавторстве с Л.М. Перминовой), «Педагогические теории и системы» (2012, Гриф УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров, ред. и соавтор), «Инновационные процессы в школьном обучении 2014, Гриф УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров, ред. и соавтор); статьи в журнале «Педагогика»: «Развивающая функция обучения: концептуальное оформление» (2003, «Развивающая функция обучения: современный дидактический взгляд» (2006), «Субъектность как принцип систематизации современного дидактического знания» (2013) и в других рецензируемых российских журналах.

E-mail: eseliver@mail.ru